Знакомство с современной Государственной геральдикой Беларуси предполагает владение основами теории этой специальной исторической дисциплины. Без знания элементарных правил этой науки затруднительно понять, каким образом формировался конкретный герб, почему для него выбраны те или иные цвета, фигуры и их взаимное расположение, форма щита, каково символическое значение каждой детали.
Основополагающим в геральдике, безусловно, является щит. Именно на нем в средние века размещалось гербовое изображение. Щит был одним из наиболее важных элементов в сложном рыцарском облачении, он состоял из множества необходимых составных частей. Щит красноречиво свидетельствовал о своем владельце: он носил на себе отпечатки ратных подвигов армигера. Фигуры, изображенные па щите, рассказывали о заслугах и отличительных качествах рыцаря, почестях, дарованных ему сюзереном, земельных приобретениях, брачных связях.
На средневековых миниатюрах, изображающих батальные сцены, крестовые походы и рыцарские турниры; на доспехах, предметах повседневного обихода знати, собранных в музеях и частных коллекциях, а также на сохранившихся надгробиях знатных вельмож можно увидеть обилие различных гербов. В Западной Европе частновладельческие гербы, по словам известного русского геральдиста А.Б. Лакиера, как «выражение доблестей, не могут быть совершенно одинаковыми даже у двух братьев, а непременно требуют каких-нибудь отметок, каких-нибудь тонких отличий».
Основной принцип дворянской геральдики — индивидуальность и неповторимость отдельно взятого герба — в полной мере нашел свое отражение в территориальной и городской геральдике Беларуси. Это относится как к историческим гербам, так и к созданным нашими современниками.
Тем не менее каждый герб формируется по строгим правилам, которые не претерпели существенных изменений за многие столетия. Но несмотря на общие законы, геральдика отдельно взятого государства имеет свои отличительные черты, сформировавшиеся на основе исторических и национальных особенностей. Своим неповторимым обаянием обладают и белорусские официальные геральдические символы административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.
Как было отмечено выше, основу герба составляет щит. Городские гербы нашего государства размещены на щитах четырех форм. Наиболее ранние, относящиеся к XVI-XVIII вв., полученные городами от королей польских и великих князей литовских, имеют так называемую барочную форму щита. Она имеет наиболее сложную и вычурную конфигурацию с вырезами по бокам. Для средневекового воина такая выемка на щите имела практическое значение — в неё вкладывалось боевое копье. В различной геральдической литературе можно встретить модификации этой формы щита. Иначе они называются германские, немецкие или картушные. Такие гербы у Браслава, Гродно, Несвижа, Полоцка, Речицы, Слуцка и других городов. Исключение составляет герб Минска, который, несмотря на свою барочную разновидность, имеет более вычурные очертания, тем самым подчеркивая высокий статус столичного города страны.
Период конца XVIII — XIX вв., когда территория Беларуси входила в состав Российской империи, а гербы для наших городов разрабатывались в Департаменте Герольдии Правительствующего Сената, представлен гербами, имеющими французские щиты как самые удобные для размещения геральдических изображений. Французский щит представляет собой прямоугольник в соотношении ширины и длины 8:9, в средней нижней части которого выступает острие, а нижние углы имеют округлую форму. Эта конфигурация гербов оставлена без изменений и в Беларуси и в Российской Федерации. Гербы наших Докшиц, Копыси, Постав, российских Воронежа, Ростова Ярославской области, Ульяновска и многие другие, «высочайше утвержденные» указами российских императоров, имеют французскую форму щита.
Для современных гербов выбраны щиты наиболее простой и строгой формы: испанский — прямоугольной с закругленной нижней частью — и варяжский, или, иначе, «утюгоподобный», — с суживающейся нижней частью. Причем в Брестской и Гродненской областях преобладает «утюгоподобная» форма, в остальных областях гербы помещены в основном на испанских щитах.
Все исторические гербы белорусских городов подготовлены современными художниками на основе гербовых изображений, выявленных из архивных документов и опубликованной литературы конца ХIХ — XX вв. Так, привилеи последних польских королей украшены гербовыми эмблемами, выполненными красками со множеством тончайших подробностей — элементы растительности, детали архитектуры, натуралистические особенности человеческой фигуры. Следует заметить, что современная художественная адаптация исторических гербов — распространенная международная практики. Так, герб литовского города Мейшагола (1792), полученный от Станислава Августа с изображением Святого Антония, хранящийся в Российском государственном архиве древних актов (Москва), представлен в изографии современного художника А. Каждайлиса. В 1993 г. художником К. Ивановым был воссоздан герб города Москвы с изображением Святого Георгия Победоносца. В книгах А.К.Титова над воспроизведением исторических гербов трудились художники Л. Баженов, Я. Кулик, М. Купава. В настоящем издании представлены исторические и современные гербы также целого ряда белорусских художников-гсрильдистов.
Гербовые изображения в территориальной геральдике Беларуси, за исключением гербов Гомельской, Могилевской областей и герба города Витебска, размещены в щитах одной из названных разновидностей, без каких-либо геральдических дополнений, как это принято во многих странах. В первую очередь это относится к государственным гербам. Между тем герб, как отличительный символ рода, города или государства, зачастую представляет собой сложную художественную композицию из определенного количества различных элементов.
Полный герб, составленный по всем правилам геральдики, включает в себя целый ряд составных частей, каждая из которых несет соответствующие функции. Центральным ядром любого герба, безусловно, является щит с гербовым изображением. Вверху щита располагается шлем, над которым возвышается корона или венец, выше — клейнод, или нашлемник, — фигура, выходящая из короны, венчающая шлем. От шлема по обе стороны герба свободно ниспадает двусторонняя ткань, называемая наметом. Она имеет, как правило, цвет основных цветов герба: внутренняя сторона — металла (золотая или серебряная), лицевая — эмали. Герб окружают фигуры — щитодержатели, соприкасающиеся с гербом, в виде фигур людей, животных, птиц и т.д. Они располагаются на подножии или постаменте. Вокруг герба могут изображаться различные украшения в виде орденских цепей, лент с орденами, принадлежащими владельцу герба. В нижней части герба довольно часто помещается девизная лента с девизом — изречением, принятым дворянским родом или отдельным его представителем. Так, например, у генерала русской армии, героя войны 1812 г. П.Х. Витгенштейна на гербе помещался девиз: «Чести моей никому не отдам».
Язык геральдики своеобразен. При описании или блазонировании герба следует иметь в виду, что правую и левую стороны щита принято определять не со стороны смотрящего на него, а со стороны держащего щит, т. е. обратной зрителю. В первую очередь указывается цвет поля щита. В геральдике используется несколько эмалей (финифтей) «чистых» цветов — красная, или червлень, голубая, или лазурь, зеленая, пурпурная, черная, очень редко — оранжевая и коричневая; металлы — золото и серебро, меха — горностаевый и беличий. На белорусских гербах можно увидеть горностаевый мех на княжеских шапках.
Для металлов и эмалей применяется так называемое «условное обозначение». Иезуитский писатель XVII в. Сильвестре де Петро Санета изобрел своеобразный метод их обозначения определенными точками и линиями, которые называются геральдической штриховкой или «шраффировкой». При составлении герба непременно руководствуются одним из основных правил геральдики, которое гласит, что нельзя накладывать эмаль на эмаль, металл на металл, мех на мех.
Одноцветное поле щита, с которого начинается описание герба, в геральдике считается наиболее удачным, а порой изысканным. Однако чаще всего на практике герб разделяется на одно-два и более полей. Самым простым разделением поля щита является вертикальное — «в столб», горизонтальное — «в пояс» и диагональное — «скошенное» справа или слева. Сочетанием этих делений и их разновидностей (например, вогнутое острие — Брагин, пламевидное разделение по диагонали — Хойники и т.д.) можно добиться множества вариантов новых гербов.
В территориальной белорусской геральдике применено три вида корон. Княжеская корона (она может быть цветной или однотонной) темно-красного бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми душами, украшенными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом (Клецк, Коссово, Лунинец, Малорита, Октябрьский). В гербе города Ивенец изображена графская корона — золотая с девятью видимыми жемчужинами. Третья разновидность корон, используемых в белорусской территориальной геральдике, — дворянская корона — золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними (Большая Берестовица, Вороново и Вороновский район, Мир, Щучин). Существуют еще разновидности геральдических корон, украшающих гербы городов, областей и т.д. Одна из таких корон представлена в гербе Гомельской области.
Геральдические фигуры, размещенные в щите, делятся на почетные и простые. К почетным относятся глава, пояс, оконечность, перевязь, крест и другие. Все эти элементы могут находиться в сочетании друг с другом, иметь различную конфигурацию, повторяться, что непременно указывается при описании герба. Золотые столбы присутствуют в гербе Новолукомля, волнистый пояс проходит через середину герба Житковичей, зубчатое и шиловидное стропила размещены в гербах Чечерска и Соснового Бора. Оконечность — нижняя часть герба — может иметь треугольную (Гольшаны), волнистую (Красносельский), дугообразную (Новогрудок) и другие формы.
Главное отличие простых фигур от почетных заключается в том, что первые могут располагаться по направлениям последних, т. е. «в столб», «в пояс», «в крест» и т. д. и помещаться на почетных фигурах. Так, например, в гербе Освеи простые геральдические фигуры — серебряные листья — расположены на почетной фигуре — перевязи красного цвета.
Помимо геральдических фигур существует также бесконечное множество фигур, называемых негеральдическими. Они в свою очередь делятся на три большие группы. К первой относятся естественные фигуры — изображения объектов, созданных природой, святых, животных и человека, растений, планет, звезд и стихий. Искусственные фигуры — предметы, полученные в результате человеческой деятельности, начиная от императорских корон, заканчивая подковой, причисляют ко второй группе. Наконец, в третью разновидность негеральдических фигур входят мифические или легендарные существа, созданные воображением человека, — кентавр, пегас, дракон, грифон, двуглавый орел и другие. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что все это геральдическое многообразие нашло свое яркое отражение в белорусской территориальной символике, начало которой было положено несколько веков назад. И наша задача заключается в том, чтобы, сохраняя лучшие традиции национальной и международной геральдики, не растерять, а развивать и преумножать их.
Источник: Адамушка, У.І., Елінская, М.М. Гербы і флагі Беларусі / У.І. Адамушка, М.М. Елінская. Мінск: Беларусь, 2006. — 254 с.
Оставить комментарий