Герб: в красном поле барочного щита на зеленой оконечности изображение Святого Архангела Михаила с крыльями голубого цвета, облаченного в черные одежды, с мечом в правой руке и весами – в левой.
Флаг: прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2, состоящее из двух горизонтальных равновеликих полос, верхней – зеленого, нижней – красного цвета. В центре лицевой стороны полотнища – обрамленный белой каймой герб города Новогрудка.
Герб и флаг зарегистрированы в Гербовом матрикуле Республики Беларусь 30 ноября 2001 г. № 74
В начале XVI в. Новогрудок был одним из крупнейших городов Великого княжества Литовского. В 1507 г. он стал воеводским центром. Население города насчитывало до трех-четырех тысяч, оно росло за счет крестьян и феодально зависимых людей, переселенных в город князьями, боярами и духовенством.
26 июля 1511 г. на Брестском сейме Новогрудку было пожаловано магдебургское право. Согласно этому акту руководство Новогрудка осуществлялось членами городской рады. Она насчитывала шесть человек, из которых выбирались два бурмистра, принадлежащих к православной и католической конфессиям. Войт вместе с бурмистром и радниками рассматривали гражданские дела, контролировали торговлю, руководили городской полицией, ведали городским имуществом, следили за моральным обликом горожан. В свою очередь жители Новогрудка освобождались от великокняжеской власти. Им гарантировались большая свобода экономической деятельности, освобождение от некоторых налогов, разрешение на строительство предприятий и защита собственности. Вместе с тем они имели и определенные обязанности – платить налоги, поставлять в замок продукты, при необходимости давать подводы, выставлять охрану.
Магдебургское право было подтверждено не единожды, что повышало роль Новогрудка как экономического и политического центра. Привилей Сигизмунда II 22 января 1562 г. подтверждал магдебургское право в Новогрудке без каких-либо изменений. Сигизмунд III 18 марта 1595 г. пожаловал городу герб: в красном поле Архангел Михаил, который держит в правой руке меч, а в левой – весы.
Конституция Варшавского сейма 1776 г. еще раз подтвердила Новогрудку право на самоуправление, которое просуществовало до 1795 г. В этом году российская императрица Екатерина II своим указом отменила магдебургское право на всех присоединенных территориях.
6 апреля 1845 г. император Николай I Указом утвердил новый герб Новогрудка, уездного города Минской губернии: «Щит разделен на две половины: в верхней герб Минский (двуглавый орел под императорской короной с гербом Минска на груди), а в нижней – в красном поле Архангел Михаил, попирающий змия и держащий в правой руке меч, а в левой – весы».
Таким образом, российская Герольдия сохранила в новом гербе старый сюжет – Архангел Михаил, но изменила его изографию.
Вокруг основной фигуры герба до сих пор не прекращаются горячие споры. Недоумение вызывают черные одежды ангела. Ученые пытаются найти аргументированные объяснения этому уникальному случаю. Суть их сводится к следующему.
Население Витебщины, Полотчины и Смоленщины первым приняло христианство на территории Северо-Восточной Руси. В это же время жители Новогрудчины поклонялись языческим богам несколько дольше, нежели их соседи, за что получили название «чернорусов». Так появились понятия «Белая Русь» и «Черная Русь». Средневековые авторы находят центр Черной Руси на территориях, значительно удаленных друг от друга: в Новгороде Великом (Дж. Флетчер), Киеве (Г. Хорн), на востоке от Пскова (О. Магнус), Черниговщине (Ш. Старовольский), Львове (А. Гваньини). По мнению же других ученых, в том числе современных, центром Черной Руси являлась Новогрудская земля. Таким образом, герб с «Черным ангелом» представлял не только город, но в некотором смысле все Новогрудское княжество, а его корни уходят именно во времена крещения Руси.
Один из авторов представленной книги видит и другое объяснение изографии «главного героя» Новогрудского герба. В Ветхом завете Святой Михаил – один из семи архангелов (называемых также архистратигами), которые главенствуют над множеством ангелов в борьбе с темными силами ада. Архангел Михаил – национальный покровитель иудеев, его имя происходит от еврейского «кто как Бог». Почитание его в христианской церкви восходит к древнейшим временам. День празднования – 8 ноября.
Как защитник воинствующей церкви, Михаил вел небесное воинство к победе над Люцифером и падшими ангелами. Звук его трубы возвестит о дне Страшного Суда, и Михаил будет ожидать рядом с Христом-Судией, держа в руках весы, чтобы взвешивать людские прегрешения. В раннехристианском и византийском искусстве Михаила изображали в крылатом шлеме и сандалиях, с кадуцеем в руке, подобно Меркурию (или Гермесу). В средневековье Михаила представляли в облике молодого красавца в доспехах, державшего копье, пику, меч или весы, у ног которого дракон или Люцифер. Последний сюжет, кстати, отражен в историческом гербе Шумилинского района Витебской области.
Если же обратиться к литературе, посвященной геральдике, то на миниатюрах из средневековых хроник в большом количестве можно увидеть рыцарей (в крестовом походе, во время турнира, у ног прекрасной дамы), с ног до головы облаченных в железные доспехи. Так, изображение рыцарского турнира в городе Сьене в честь Фердинанда I де Медичи дает представление обо всей экстравагантной роскоши доспехов участников этого события. И доспехи эти черного цвета.
Герб Новогрудком получен в XVI в., и можно с определенной долей уверенности высказать предположение, что официальный символ белорусского города в полной мере продолжает западноевропейские геральдические традиции.
Скачать герб города Новогрудок в векторе (векторный формат .cdr .eps)
Источники:
Адамушко, В. И. Гербы и флаги Беларуси / В. И. Адамушко, М. М. Елинская. – Минск : Беларусь, 2006. — 254 с.
Оставить комментарий