В настоящее время в Государственный геральдический регистр вошли гербы 24 городов и городских поселков Минской области. Все они были зарегистрированы в Гербовом матрикуле Республики Беларусь в 1996–2001 гг. на основе решения Минского областного исполнительного комитета от 27 июля 1998 г. № 75 «О разработке новых и воссоздании исторических гербов городов и городских поселков Минской области». За годы деятельности Геральдического совета экспертизу прошли и получили заключение о возможности их учреждения гербы и флаги Фаниполя, Столбцов, Минского района.
В отличие от Могилевской области, где каждый город имеет полный комплект официальных геральдических символов или вот-вот будет их иметь путем учреждения Указом Президента Республики Беларусь, столичная область обладает только четырьмя вексиллологическими символами (Вилейка и Вилейский район, Минск, Несвиж, Радошковичи).
Можно отметить: третью часть городских эмблем составляют гербы, имеющие особую ценность для белорусской культуры и истории. Гербы Клецка, Копыля, Минска, Несвижа, Радошковичей, Слуцка были получены этими городами, когда они входили в состав Речи Посполитой; Вилейки и Червеня – в состав Российской империи. Два последних герба по решению местных Советов депутатов ныне имеют статус официальных геральдических символов не только города, но и одноименных районов. В данном случае государственной регистрацией подчеркивается значимость исторических гербов.
Герб города-героя Минска насчитывает более чем четырехсотлетнюю историю – он был пожалован в 1591 г. Сегодня он получил второе рождение. Святая Дева Мария стоит над городом с поднятыми в молитве руками, благословляя его жителей. Герб украшает столицу, ее улицы и площади, административные здания и печатную продукцию – газеты, журналы.
В гербах Клецка, Копыля, Несвижа и Слуцка так или иначе отразились родовые символы князей Радзивиллов – черные охотничьи рожки, черный орел из родовых гербов и монограмма бывших владельцев этих городов.
В Минской области часть гербов имеет религиозную символику. В исторических гербах Борисова, Радошковичей и, как упоминалось выше, Минска изображены Святой апостол Петр, Святой Стефан, Дева Мария. Эту традицию продолжили современные геральдисты. Ими были созданы гербы с фигурами христианских святых – библейский сюжет «Покров» с Девой Марией (Марьина Горка и Пуховичский район, Молодечно) и Святыми апостолами Петром и Павлом (Узда и Узденский район).
Современные гербы Минщины, как и остальная территориальная геральдика Беларуси, основаны на историческом развитии населенных пунктов (Городея, Заславль, Мядель, Старые Дороги), интересных событиях прошлого (Воложин, Жодино, Ивенец), отражают природно-географическую неповторимость края (Крупки, Логойск), в своеобразной, присущей геральдике форме передают особенности занятий жителей (Любань, Солигорск, Смолевичи). Хотелось бы добавить, что, несмотря на такое условное разделение сюжетов, в каждый герб вкладывается гораздо большая информация, чем может показаться на первый взгляд. Все без исключения геральдические фигуры, выбранные цвета эмалей и металлы, деление щита и так далее несут дополнительную смысловую нагрузку. Так, в гербе Логойска условным делением щита передан холмистый ландшафт местности «белорусской Швейцарии». Но геральдический символ был бы неполным без важной роли графов Тышкевичей в культурном развитии этого города, что передано в гербе через их родовой знак. В гербе Заславля присутствует только одна фигура – родовой знак первого князя этого города Изяслава Владимировича. С именем этой знаменитой исторической личности связано множество ярких, порой драматических событий конца X–XI в. Избранная цветовая гамма – золото и красный – придает гербу торжественность и парадность. Ведь золото в геральдике символизирует богатство и, можно добавить, богатство души белорусов, силу духа, верность выбранным идеалам, чистоту помыслов, а также победу и славу. Красный цвет, или червлень, передает такие человеческие качества, как храбрость, мужество и неустрашимость.
Если внимательно познакомиться с территориальной геральдикой Минской области, можно обратить внимание еще на одну ее особенность. В большинстве своем в щитах, окрашенных одной эмалью, без дополнительных делений размещены по одной-две гербовые фигуры. В данном случае, перефразируя известный афоризм, можно сказать: «Умеренность – сестра таланта создателей этих гербов».
Источники:
Адамушко, В. И. Гербы и флаги Беларуси / В. И. Адамушко, М. М. Елинская. – Минск : Беларусь, 2006. — 254 с.